ОБОУ "Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова"
Курского района Курской области
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебной деятельности. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
    На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

    • целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
    • конфиденциальность информации;
    • доступность информации для всех авторизованных пользователей.

    Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:

    • Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
    • Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования.
    • Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.

    Памятки по информационной безопасности

    С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эти памятки должны помочь тебе безопасно находиться в сети.

    Компьютерный вирус - это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена зараженная программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.
     
    Методы защиты от вредоносных программ:

    1. Используй современные операционные системы, имеющие серьезный уровень защиты от вредоносных программ;
    2. Постоянно устанавливай пачти (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью доработки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его;
    3. Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;
    4. Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;
    5. Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
    6. Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проверенных источников;
    7. Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадежных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.

    Памятка Компьютерные вирусы. pdf

    Wi-Fi - это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд "WECA", что обозначало словосочетание "Wireless Fidelity", который переводится как "беспроводная точность".

    До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура "Wi-Fi". Такое название было дано с намеком на стандарт высшей звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает "высокая точность".

    Да, бесплатный интернет-доступ в кафе, отелях и аэропортах является отличной возможностью выхода в интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.

    Советы по безопасности работы в общедоступных сетях Wi-Fi:

    1. Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;
    2. Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;
    3. При использовании Wi-Fi отключи функцию "Общий доступ к файлам и принтерам". Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют ее для удобства использования в работе или учебе;
    4. Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;
    5. Используй только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно "https://";
    6. В мобильном телефоне отключи функцию "Подключение к Wi-Fi автоматически". Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.

    Памятка Сети Wi-Fi. pdf

    Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.

    Основные советы по безопасности в социальных сетях:

    1. Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
    2. Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
    3. Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
    4. Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
    5. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
    6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
    7. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

    Памятка Социальные сети. pdf

    Электронные деньги - это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги.

    Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах.

    В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов - анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификация пользователя является обязательной.

    Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).

    Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:

    1. Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;
    2. Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
    3. Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли - это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;;
    4. Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.

    Памятка Электронные деньги. pdf

    Электронная почта - это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.

    Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:

    1. Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;
    2. Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать "музыкальный_фанат@" или "рок2013" вместо "тема13";
    3. Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
    4. Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
    5. Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
    6. Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
    7. Не открывай файлы и другие вложения в письмах, даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
    8. После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на "Выйти".

    Памятка Электронная почта. pdf

    Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

    Основные советы по борьбе с кибербуллингом:

    1. Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
    2. Управляй своей киберрепутацией;
    3. Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
    4. Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
    5. Соблюдай свою виртуальную честь смолоду;
    6. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
    7. Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
    8. Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.

    Памятка Кибербуллинг. pdf

    Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений.

    Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.

    Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.

    Основные советы для безопасности мобильного телефона:

    1. Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
    2. Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
    3. Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
    4. Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
    5. Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
    6. После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
    7. Периодически проверяй, какие платные услуги активированы на твоем номере;
    8. Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
    9. Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.

    Памятка Мобильный телефон. pdf

    Современные онлайн-игры – это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции.

    Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов.

    В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр.

    Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта:

    1. Если другой игрок ведет себя плохо или создает тебе неприятности, заблокируй его в списке игроков;
    2. Пожалуйся администраторам игры на плохое поведение этого игрока, желательно приложить какие-то доказательства в виде скринов;
    3. Не указывай личную информацию в профайле игры;
    4. Уважай других участников по игре;
    5. Не устанавливай неофициальные патчи и моды;
    6. Используй сложные и разные пароли;
    7. Даже во время игры не стоит отключать антивирус. Пока ты играешь, твой компьютер могут заразить.

    Памятка Online игры. pdf

    Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивишь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматься "любимым" делом.

    Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей - логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing - рыбная ловля, password - пароль).

    Основные советы по борьбе с фишингом:

    1. Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
    2. Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
    3. Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
    4. Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
    5. Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
    6. Отключи сохранение пароля в браузере;
    7. Не открывай файлы и другие вложения в письмах, даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.

    Памятка Фишинг или кража личных данных. pdf

    Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация, размещенная в интернете, может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни. "Цифровая репутация" - это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете.

    Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких - все это накапливается в сети.

    Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.

    Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающие люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой - как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.

    Основные советы по защите цифровой репутации:

    1. Подумай, прежде чем что-то публиковать и передавать у себя в блоге или в социальной сети;
    2. В настройках профиля установи ограничения на просмотр твоего профиля и его содержимого, сделай его только "для друзей";
    3. Не размещай и не указывай информацию, которая может кого-либо оскорблять или обижать.

    Памятка Цифровая репутация. pdf

    Современные школьники - активные пользователи цифрового пространства. Однако далеко не все знают, что пользование многими возможностями цифрового мира требует соблюдения прав на интеллектуальную собственность.

    Термин "интеллектуальная собственность" относится к различным творениям человеческого ума, начиная с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность на продукты и услуги, и заканчивая книгами, фотографиями, кинофильмами и музыкальными произведениями.

    Авторские права - это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства. Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание. Никто без разрешения автора не может воспроизводить его произведение, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире или размещать в Интернете.

    Использование "пиратского" программного обеспечения может привести к многим рискам: от потери данных к твоим аккаунтам до блокировки твоего устройства, где установлена нелегальная программа. Не стоит также забывать, что существуют легальные и бесплатные программы, которые можно найти в сети.

    Памятка Авторское право. pdf

    Сетевичок.рф - твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом. А также принять участие в конкурсах и стать самым цифровым гражданином!

    Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    • информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
    • способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
    • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
    • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
    • оправдывающая противоправное поведение;
    • содержащая нецензурную брань;
    • содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    • информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
    • вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
    • представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
    • содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

    1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
    2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
    3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
    4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
    5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Памятка Общие правила для родителей. pdf

    В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

    Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7 - 8 лет

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
    2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
    3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    4. Используйте специальные детские поисковые машины.
    5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
    7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
    8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
    9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
    10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
    11. В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
    12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
    13. Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".
    14. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

    Памятка Возраст детей от 7 до 8 лет. pdf

    В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

    Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
    2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
    3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
    4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка, беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
    7. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
    8. Позволяйте детям заходить только на сайты из "белого" списка, который создайте вместе с ними.
    9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
    10. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
    11. Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
    12. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
    13. Расскажите детям о порнографии в Интернете.
    14. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
    15. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

    Памятка Возраст детей от 9 до 12 лет. pdf

    В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для взрослых". Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

    Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.

    Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

    Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

    1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов ("черный список"), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
    2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
    3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
    4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
    6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
    7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
    8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
    9. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
    10. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
    11. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
    12. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
    13. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

    Памятка Возраст детей от 13 до 17 лет. pdf

    Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.

    Используй гаджет правильно!

    → Можно

    1. Приносить устройство, если оно в беззвучном режиме и без вибрации
    2. Использовать устройство по прямому назначению - чтобы связаться с родителями
    3. Использовать гаджет на уроке, когда об этом просит учитель
    4. Вызывать экстренные службы, если об этом просил учитель или другой работник школы

    → Нельзя

    1. Использовать устройство со звуком. Слушать музыку или смотреть видео без указания учителя.
      Мелодии, вибрации отвлекают учеников от занятий и мешают учителям. Включай звук на устройстве, только когда об этом просит учитель.
    2. Играть в игры, просматривать соцсети даже на перемене.
      Перемена нужна, чтобы организм отдохнул от урока. Лучше обсуди с ребятами новый фильм или книгу. Пройдись по рекреации, прогуляйся вокруг школы - разомни мышцы.
    3. Не снимай видео и не фотографируй людей без их согласия.
      Так ты нарушишь законодательство о персональных данных. Запечатлеть человека на фото и видео, выложить его в соцсети можно, только если он на это согласен.
    4. Не приноси дорогие устройства в школу.
      Это может спровоцировать кражу. Даже если тебя решат разыграть и просто спрячут телефон, представь, как неприятно будет осознать, что он пропал и об этом надо рассказать родителям.

    → Используй гаджет безопасно!

    1. Не носи его на шее, поясе, в кармане одежды, чтобы снизить негативное влияние электромагнитных волн на здоровье.
    2. Максимально сократи время контакта с гаджетом.
    3. Отдаляй гаджет на максимальное расстояние от головы в момент соединения и разговора. Например, применяй громкую связь или гарнитуру.
    4. Максимально ограничь звонки в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи, например, в автобусе, метро, поезде, автомобиле.
    5. Перед сном размещай гаджет на расстоянии более 2 метров от головы.

    Детские безопасные сайты

    Материал раздела взят из методического пособия "Поговорите с ребёнком об Интернете",
    разработанного Фондом Развития Интернет совместно с компанией ПАО "МТС".


    Интернет меняет отношения между детьми и родителями, увеличивая и без того большую пропасть между поколениями. Как показывают исследования Фонда Развития Интернет, современные школьники почти в два раза больше, чем взрослые, пользуются Интернетом и быстрее осваивают новые цифровые технологии. На просторах Глобальной паутины они чувствуют себя уверенными и самостоятельными гражданами нового цифрового общества. Неудивительно, что в этом мире занимательных гаджетов и виджетов, в этом потоке френдлент и подкастов родителям бывает очень трудно найти время, а, самое главное, слова, чтобы поговорить со своими детьми об Интернете.

    Начните первым
    Хотя российские школьники предпочитают самостоятельно решать свои проблемы в Интернете и крайне редко обращаются за советом к взрослым, они по-прежнему нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей. Детям и особенно подросткам бывает трудно самим обратиться к взрослым: они стремятся сохранить свою независимость в «цифровом мире», бояться быть наказанными и не очень-то верят, что их «предки доцифровой эры» смогут понять их и помочь им решить их проблемы. В такой ситуации родителям стоит первым прервать затянувшееся молчание и поговорить с детьми об Интернете.

    Доверие – самая надёжная защита
    Хотя современные школьники и считают себя «продвинутыми пользователями», эта уверенность носит иллюзорный характер, а по уровню компетентности в сфере использования Интернета и цифровых технологи они находятся практически на равных с родителями. Высокий уровень онлайн-активности и чрезмерная самоуверенность в своих силах являются главными причинами столкновения детей и подростков с различными проблемами в Сети. Онлайн-мошенничество, преследования, унижения, оскорбления, шантаж – вот лишь небольшой перечень угроз, с которыми приходится иметь дело юным пользователям. К сожалению, большая часть из этих проблем пока не имеет эффективных технических решений. Главная и самая надёжная защита от онлайн-угроз – это доверительные отношения между детьми и родителями.

    Будьте рядом с ребёнком в Сети
    Главная задача родителей избежать демонизации Интернета, характерной для многих современных СМИ. Страх, порождённый незнанием, ведёт к цифровой изоляции, что лишает ребёнка тех уникальных возможностей, которые современные технологии представляют для обучения и развития. Совместная деятельность и общение детей и родителей в Интернете, основанные на взаимном доверии и уважением, - это лучшее средство повышения цифровой компетентности и профилактики онлайн-рисков.

    Проявите интерес к деятельности ребёнка в Сети
    Доверие начинается с принятия и уважения, отказа от осуждений и предубеждений. Родителям необходимо запастись изрядным терпением на этом пути, особенно если ребёнку уже достаточно много лет, и он привык к другим отношениям. Проявляя интерес к деятельности в Сети, демонстрируя свою осведомленность и компетентность, поощряя успехи и оказывая поддержку в трудных ситуациях, мы выстраиваем доверительные отношения с ребёнком, используя Интернет и цифровые технологии как предлог для начала долгого и очень важного разговора. Некоторые темы, с которых можно было бы начать этот разговор, представлены в этом издании, посвящённом профилактике онлайн-рисков.

    Коммуникационные риски
    Возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибертравля, сексуальные домогательства, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни и др. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах.

    Контентные риски
    Возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика или порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ Подобный контент можно встретить на различных сайтах и в социальных сетях.

    Потребительские риски
    Возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. В их числе риск купить товар низкого качества, подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию; потерять денежные средства или стать жертвой мошенников, использующих персональные данные онлайн-покупателей.

    Технические риски
    Опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ (вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы, боты и др.).

    Развивайте доверительные отношения.
    Важно, чтобы ребёнок чувствовал: ваша цель не наказать, а помочь ему. в этом случае он сможет вам довериться. Установите правила пользования Интернетом для всех электронных устройств. Необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в Сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в Интернете?

    Регулярно разговаривайте об Интернете.
    Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети. Точная и достоверная информация - лучшее средство от онлайн-рисков.

    Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве.
    Искренне интересуйтесь активностью ребенка в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он "обитает".

    Расскажите о нормах онлайн-этикета.
    Как и в реальной жизни, в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребёнок должен понять, что анонимность в Сети - иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след.

    Объясните необходимость защиты персональной информации.
    Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.

    Проинформируйте о том, где можно получить помощь.
    Если ребёнок столкнётся с проблемой в Сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или к взрослому, которому он доверяет.

    Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя.
    Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей.

    Интернет открывает уникальные возможности для общения благодаря современным технологиям можно быть на связи 24 часа в сутки практически в любой точке мира. В то же время в Сети ребенка могут подстерегать следующие риски:

    Кибербуллинг - намеренное и регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор) одним человеком или группой людей другому человеку с использованием электронных форм контакта. Каждый четвёртый российский школьник ежегодно сталкивается с унижением, оскорблениями или преследованием в Сети.

    Груминг - установление дружеского контакта с ребёнком с целью сексуальной эксплуатации. Принимает разные формы: от обмена сообщениями и материалами сексуального характера до соблазнения, домогательства или шантажа. Каждый двадцатый подросток сталкивается с сексуальными домогательствами в Интернете.

    Секстинг - отправка сообщений (текстовых или изображений) эротического или порнографического содержания посредством мобильной связи или через Интернет. Каждый четвертый подросток встречал или получал в Сети сообщения сексуального характера.

    Встречи с людьми из Интернета в реальной жизни могут быть опасны. Более трети подростков пойдут на встречу с виртуальным другом без сопровождения взрослых.

    Сигналы опасности

    • Ухудшение настроения во время и после общения в Интернете - признак того, что ребенок может подвергаться агрессии.
    • Нервозность при звуке получения сообщения может говорить о его негативном содержании.
    • Внезапная неприязнь к Интернету - возможный признак наличия проблем в виртуальном мире.

    Сохраняйте спокойствие сами и успокойте ребёнка. Избегайте необдуманных действий. Дайте ребёнку понять, что владеете ситуацией, готовы помочь и не станете его ругать или осуждать.

    Разберитесь в ситуации вместе с ребёнком. Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли угроза здоровью или жизни ребёнка?

    Соберите доказательства травли. Сохраните все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.).

    Научите правильно реагировать на агрессора. Лучший способ остановить травлю - игнорировать обидчиков. Помогите ребенку заблокировать агрессоров или добавить их в «чёрный список». Иногда стоит временно удалить аккаунт на тех ресурсах, где происходит травля.

    Обратитесь за помощью. Жертве кибербуллинга трудно постоять за себя.

    • Если травля происходит в открытом сообществе или группе, обратитесь к администраторам ресурса с просьбой заблокировать аккаунты обидчиков, прикрепите скриншоты со свидетельствами кибербуллинга. Оповестив администрацию ресурса о киберхулигане, можно обезопасить от него и себя, и других пользователей.
    • Если в травле участвуют ученики школы, расскажите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору.
    • Если существует угроза здоровью и жизни ребёнка, обратитесь в правоохранительные органы, приложив к заявлению собранные доказательства.

    Познавательный интерес подростков к вопросам секса - возрастная норма. В Интернете этот интерес может эксплуатироваться злоумышленниками.

    Как обезопасить ребенка в таких случаях?

    Напоминайте о принципе "доверяй, но проверяй". При общении в Сети никогда нельзя быть уверенным, кем на самом деле является собеседник. По ту сторону монитора может оказаться взрослый человек с преступными намерениями.

    Обсудите последствия секстинга. Например, собеседник может разослать друзьям ребенка переписку или откровенные фото, опубликовать их в открытом доступе. Это способно нанести психологическую травму и навредить репутации ребенка.

    Расскажите, что не вся информация в Сети об отношениях, в том числе интимных, соответствует действительности. Гармоничные отношения между людьми связаны с заботой и доверием, но в Сети тема любви часто представлена в искаженной, вульгарной форме. Отнеситесь к вопросам ребенка внимательно: лучше, если он получит эту информацию от вас, чем от незнакомца.

    Проинформируйте об уголовной ответственности за использование сексуально откровенных изображений несовершеннолетних. Изготовление, хранение и распространение данной информации при помощи электронных средств коммуникации запрещено законом (Ст. 242.1 УК РФ).

    Посещайте социальную сеть, в которой общается ребенок. Обращайте внимание на тех, кого он добавляет в друзья. Появление взрослых незнакомцев - повод насторожиться.

    Не позволяйте ребенку ходить на встречи с незнакомцами одному. Если виртуальный друг действительно доброжелательный, он с пониманием отнесется к такой предосторожности.

    Поощряйте и создавайте условия для позитивного общения в реальной жизни. Секстинг не должен заменять подростку опыт реального общения с противоположным полом.

    По статистике Фонда Развития Интернет более 80% российских школьников в возрасте от 12 до 17 лет пользуются социальными сетями. Самые популярные из них: ВКонтакте, Одноклассники и Facebook. Хотя согласно правилам, зарегистрироваться в этих сетях можно только с 13 лет, ничто не мешает юным пользователям обойти этот запрет и завысить свой возраст в соответствующей графе профиля. По данным исследований Фонда 88% детей в возрасте 11-12 лет уже имеют свой профиль в социальной сети. Сегодня, как в России, так и за рубежом идут активные дискуссии о том, чтобы ограничить доступ детей в возрасте до 13 лет в социальные сети, однако надёжных технических решений этой проблемы пока не найдено.

    Юные «нарушители»
    Мы знаем, что стать пользователем социальной сети достаточно просто, например, чтобы завести профиль в ВКонтакте или в Одноклассниках требуется лишь номер мобильного телефона. Поэтому взрослые могут не знать, что их ребёнок зарегистрировался в социальной сети. Более того, современные родители довольно часто сами заводят аккаунты для своих детей, причем, делают они это довольно рано. По данным исследований Фонда, даже среди дошкольников встречаются «пользователи» социальных сетей. Тем не менее, интерес к онлайн-общению и социальным сетям возникает у детей к началу подросткового возраста. Именно в 11-12 лет дети начинают активно пользоваться подобными ресурсами.

    Объясните, как устроены социальные сети
    Если вы обнаружили, что ваш ребёнок завёл страничку в социальной сети, то не стоит пугаться и наказывать его. Чаще всего в этом возрасте дети заводят профиль под влиянием сверстников, а также, чтобы казаться взрослее и «круче». Если заставить ребёнка насильно удалить аккаунт, то ничто не помешает ему завести новый и принять меры, чтобы вы не узнали об этом. Будет лучше, если вы поговорите с ребёнком о социальных сетях, объясните, как они устроены и для чего их можно использовать. Помогите ему с настройками приватности и расскажите, как сделать надёжный и хорошо запоминающийся пароль к аккаунту, и почему не стоит делать свой профиль общедоступным. Никогда не шпионьте за своим ребёнком – с уважением относитесь к его личному пространству и в жизни, и в Интернете.

    Расскажите о рисках онлайн-общения
    Обязательно расскажите ребёнку о потенциальных рисках, связанных с использованием социальных сетей. Главные проблемы – это общение с незнакомцами и неосторожное обращение с персональной информацией. Каждый третий ребёнок в возрасте 11-12 лет общался в Интернете с кем-то, кого он не знал лично. При этом, дети этого возраста достаточно свободно делятся с новыми знакомыми информацией о себе: почти 60% из них готовы рассказать о своих хобби и увлечения, почти половина – сообщить свой возраст и отправить свою фотографию, треть – назвать свои имя, фамилию и название города, в котором они живут. Как показывает практика работы Линии помощи «Дети Онлайн» (8-800-25-000-15), последствия обмена такой, казалось бы, безобидной информацией могут быть очень серьёзными: мошенничество, шантаж, кибертравля и сексуальная эксплуатация.

    Покажите положительный пример
    Самый лучший способ защитить ребёнка от потенциальных угроз социальных сетей – это научить его осмысленно и целенаправленно использовать их для учебы и самореализации. Покажите детям примеры популярных страниц, посвящённых творчеству, здоровому образу жизни, изучению истории родного края или любому другому увлечению пользователя. Ещё лучше, если вы предложите своему ребёнку создать такую страницу вместе. Чтобы быть интересным для своих читателей не обязательно выкладывать в сеть персональные данные и засорять свою ленту перепостами с сомнительными шутками из других сообществ. Помогите ребёнку найти интересную идею для страницы и подскажите, с помощью каких технических средств она может быть реализована. Креативность и сотрудничество, основанные на взаимном доверии – это лучшее средство от онлайн-угроз.

    Столкновение с негативной информацией в Интернете может существенно повлиять на ребенка. Потенциальный вред от встречи с опасным контентом и реакция на него зависят от возраста, индивидульных особенностей, опыта, состояния ребенка и иных факторов.

    • Каждый второй российский школьник сталкивался в Интернете с информацией, способной причинить вред его здоровью и развитию. Контент со сценами насилия и жестокости провоцирует у детей (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) негативные переживания, расстраивает и пугает их.
    • Каждый третий российский школьник сталкивался в Интернете с материалами на тему насилия и жестокости. Неполная или недостоверная информация в Сети вводит в заблуждение ребенка, у которого еще нет опыта, необходимого для оценки достоверности тех или иных сведений. В частности, размещенные в открытом доступе фото- и видео¬материалы, на которых демонстрируется половая распущенность и патологические проявления сексуальности, способны деформировать нормы и ценности подрастающей личности.
    • В России 35% подростков встречали в Сети сексуальные изображения; каждый четвертый ребенок был этим расстроен. Информация, популяризирующая употребление алкоголя, наркотиков, сигарет, опасных для здоровья способов похудания, методов причинения физического вреда и боли, ненормативную лексику, может быть воспринята детьми как пример для подражания и в будущем способствовать закреплению негативных моделей поведения.
    • Каждый пятый подросток сталкивался в Сети с информацией, пропагандирующей табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.

    Создайте отдельную учётную запись, если ребенок пользуется общим компьютером. Ваша учетная запись должна иметь надежный пароль и обладать правами администратора, чтобы ребенок не мог менять установленные вами настройки и программы.

    Изучите арсенал технических средств контентной фильтрации и установите наиболее подходящие. Существуют приложения, позволяющие установить запрет на посещение определенных сайтов; ограничить время доступа к Интернету; отслеживать действия пользователя в Сети; блокировать сомнительные поисковые запросы и всплывающие баннеры. Функции родительского контроля часто содержатся в антивирусных программах.

    Проявляйте активность в борьбе с противоправным контентом в Интернете. Распространение на территории РФ материалов, содержащих детскую порнографию, пропаганду наркотиков и самоубийств, информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, запрещено законодательством (ФЗ №139). Если Вы столкнулись в Интернете с подобной информацией, отправьте жалобу в Роскомнадзор на сайт: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/ Так вы защитите не только своего ребенка, но и других пользователей.

    Средства контентной фильтрации можно подбирать и использовать на различных уровнях:

    На уровне провайдера. Услуги контентной фильтрации, подключенные непосредственно у провайдера, защитят все домашние устройства, связанные с Интернетом, от негативного контента.

    На уровне приложений. Программы контентной фильтрации и родительского контроля могут устанавливаться на устройства, которые ребенок использует для выхода в Интернет (компьютер, планшет или смартфон).

    На уровне онлайн-ресурсов. Многие популярные онлайн-сервисы, поисковые системы, социальные сети предоставляют пользователям возможность установить безопасный режим работы.

    Научите критично относиться к информации в Сети. Объясните ребенку, что большинство информации, размещенной в Интернете, не может считаться правильной по умолчанию. Зачастую опубликованные материалы требуют проверки. Обсудите правила, которые помогут школьнику оценить достоверность сведений.

    Выбирайте одобренные ресурсы. Для поиска полезного и безопасного контента используйте белые списки - перечни сайтов, предлагающие пользователям широкий диапазон образовательных и развлекательных ресурсов. С ними можно ознакомиться на странице конкурса "Позитивный Контент", на официальном сайте Российской Государственной Детской Библиотеки.

    Открытый и доброжелательный диалог - лучшая вакцина от контентных рисков. Помните, что даже постоянный контроль за действиями ребенка в Интернете и применение средств фильтрации никогда не дадут 100% гарантии защиты от негативной информации. Он может столкнуться с ней, выйдя в Сеть в гостях у друга, или найти самостоятельно. Будьте откровенны с ребенком, не бойтесь аккуратно и тактично спрашивать его об увиденном и прочитанном в Интернете, обсуждайте это вместе. Лучше, если ребенок получит грамотные комментарии от вас, нежели от сверстников или случайных знакомых.

    Как оценить достоверность сведений в Интернете?

    • Если Вы что-то узнали в Интернете, найдите источник информации и её автора.
    • Красиво сделанный сайт - еще не повод верить всему, что на нём написано. Важно понимать, с какой целью создан этот ресурс.
    • Следуйте правилу трех источников: прежде чем поверить в какой-либо факт, проверьте еще, как минимум, два источника информации.
    • Если информацию сложно проверить или не удалось найти первоисточник, можно принять её к сведению, но распространять не стоит.

    Интернет-зависимость - термин, применяемый для описания непреодолимой тяги к чрезмерному использованию Интернета. В подростковой среде она чаще всего проявляется в форме увлечения видео-играми, навязчивой потребности к общению в чатах и социальных сетях, круглосуточном просмотре фильмов и сериалов в Сети.

    Интернет-зависимость до сих пор не признана самостоятельным психическим расстройством, но её наличие может неблагоприятно отразиться на физическом, психическом и социальном благополучии ребенка. При чрезмерной увлеченности Интернетом наблюдается нарушение биоритмов сна и бодрствования, хронический недосып, усталость; снижение волевого контроля, апатия; ухудшение успеваемости и отношений со сверстниками в реальной жизни, сужение круга общения, изоляция.

    Каждое десятое обращение на Линию помощи "Дети Онлайн" (тел. 8-800-25-000-15) связано с чрезмерным использованием Интернета детьми и подростками.

    Симптомы интернет-зависимости:

    • Потеря контроля над временем и поведением в Сети. Выражается в длительном и бесцельном пребывании в Интернете.
    • Синдром отмены. Отсутствие доступа в Интернет вызывает плохое настроение, подавленность, агрессию, а также бессонницу, головные боли, потерю аппетита.
    • Замена реальности. Пренебрежение семьей, учебой, друзьями, сном и питанием, личной гигиеной из-за постоянного пребывания онлайн.
    • Проявите обеспокоенность. Дайте ребенку понять, что вас настораживает длительность его пребывания в Сети. Поделитесь с ним своими опасениями. Ребенок должен чувствовать, что вы не осуждаете его, а проявляете заботу (например: "я переживаю, что ты редко видишься с друзьями", "я беспокоюсь, что ты не высыпаешься, "я волнуюсь о...")

    Попытайтесь найти причину чрезмерной увлеченности Интернетом. В Сети ребенка привлекает то, чего ему не хватает в реальной жизни. Попросите показать и рассказать, чем он занят в Интернете. Если ребенок увлекается играми, попросите его помочь вам понять правила, попробуйте сами поиграть.

    Используйте внешние средства контроля за временем. Если ребенок теряет счет времени в Сети, предложите ему использовать таймер или будильник. Дети постарше могут подробно записывать, что они делают в Интернете, и сколько времени на это тратится. Это поможет осознать проблему пустой траты времени, избавиться от навязчивых действий (например, бездумное обновление странички или проверка смартфона).

    Обратитесь за помощью к профессионалам. В основе интернет-зависимости могут лежать проблемы адаптации (социальная изоляция, неумение строить отношения), личностные особенности ребенка (тревожность, замкнутость). Тем не менее, любая зависимость - сложный диагноз, поставить который может только специалист. Для ее диагностики и лечения необходимо обратиться к профессиональному психотерапевту.

    Придумайте общее дело в Интернете. Вместе с ребенком заведите блог, создайте веб-сайт, поиграйте в одну игру, поощряйте использование Интернета для творчества и учебы. Цифровые технологии могут объединять, а не разъединять вас.

    Приучите делать регулярные перерывы. Если школьник провел за компьютером больше часа, полезно встать из-за стола, размяться, сделать разминку, гимнастику для глаз; также можно выйти на прогулку или устроить совместное чаепитие.

    Научите использовать Интернет эффективно. Задайте ребенку вопрос: "Что ты собираешься сделать сегодня в Сети?" Запишите ответ на яркий листок и разместите его рядом с монитором. Устройство следует выключить, как только цель будет достигнута.

    Исключите электронные технологии из системы "поощрение-наказание". Лишение любимого устройства не снижает интерес к нему, но может вызвать раздражение и злость. Если ребенок провинился, следует объяснить, в чем он неправ, помочь исправить ошибку, привлечь к делам по дому. Это научит ребенка воспринимать виртуальное пространство нейтрально, как одну из сфер жиз-ни, а не как сверхценный объект, доступ к которому нужно получить любой ценой.

    Не используйте планшет как "цифровую няню". Научите ребенка простым играм и занятиям, которые помогут ему скоротать время ожидания в перерывах между занятиями, в дороге и очереди без цифровых устройств и Интернета. Это снизит риск чрезмерной увлеченности онлайн-развлечениями в будущем.

    Помогите ребенку найти себя вне виртуального пространства. Чем больше у ребенка интересных хобби, тем меньше времени на бессмысленное блуждание по Сети. Многие виды онлайн-активности имеют свои аналоги в реальной жизни. Например, если ребенку нравятся игры со сражениями, запишите его в секцию единоборств. Важно поддержать ребенка в его начинаниях, отмечать успехи в деятельности, не связанной с Интернетом.

    Исследования Фонда Развития Интернет показывают, что практически каждый второй российский школьник сталкивается в Интернете с различными техническими рисками. Несмотря на то, что сегодня существует достаточно много как платных, так и бесплатных программ, позволяющих надёжно защитить цифровые устройства от вирусов и других вредоносных программ, практически каждое третье обращение на Линию помощи «Дети Онлайн» связано с техническими рисками. Простые и эффективные правила интернет-безопасности позволяют избежать многих проблем, но, к сожалению, и дети, и взрослые частенько о них забывают.

    Защитите все устройства. Защитите надёжными паролями вход в компьютер и мобильные устройства. Научите ребёнка пользоваться этой функцией. Объясните ему, что пароль нужно держать в секрете даже от самых близких друзей. Для каждого устройства нужен свой пароль, который стоит регулярно менять.

    Создайте отдельную учётную запись. Заведите для ребёнка на компьютере отдельную учётную запись без прав администратора. Это значительно снизит риск установки вредоносного программного обеспечения на компьютер и не позволит юному пользователю поменять настройки безопасности в браузере и операционной системе.

    Антивирусная защита для всех устройств. Обязательно установите программу комплексной защиты компьютера, включающую в себя антивирус, антишпион, сетевой экран и онлайн-сканнер. Не забывайте о том, что в защите нуждается не только компьютер, но и мобильные гаджеты – планшеты и смартфоны.

    Регулярно обновляйте операционную системы и ПО. Всегда используйте лицензионное программное обеспечение. Регулярно обновляйте операционную систему, браузер и антивирусную программу. Устанавливайте приложения для ПК и мобильного телефона только с надёжных ресурсов.

    Избегайте подозрительных ссылок и баннеров. Объясните ребёнку, что не стоит кликать на незнакомые ссылки и яркие баннеры на сайтах. Гораздо безопаснее вводить адрес сайта самому или находить его через поисковые системы, а любимые сайты ребёнка, которые он посещает чаще всего, лучше добавить в закладки.

    Используйте защищённые соединения. Подключаясь к Интернету через Wi-Fi, убедитесь, что используете безопасное соединение. Защитите домашнюю сеть надёжным паролем. Объясните ребёнку, что использование незащищённых сетей может привести к потере персональных данных.

    В Интернете обитают не только добропорядочные пользователи, но и мошенники, которые только и мечтают о том, как бы обокрасть доверчивых пользователей или добыть у них ценную информацию. По данным Фонда Развития Интернет, каждый десятый российский школьник сталкивался в Интернете с кражей денег, а каждый пятый – персональных данных. Для того чтобы не стать жертвой кибермошенников следует соблюдать простые правила:

    • Никогда не отвечайте на сообщения, которые приходят от незнакомых людей. Особенно осторожно следует относиться к письмам, которые приходят с неизвестных вам почтовых сервисов.
    • Если в письме вам сообщают о крупном выигрыше в лотерею, о том, что ваши близкие попали в беду, или о сборе средств на благотворительность, лучше всего такую информацию проверить с помощью другого канала информации, например по телефону или через поисковик.
    • Никогда не проходите по ссылкам, содержащимся в подозрительном сообщении, никогда не заполняйте формы во всплывающих окнах. Если автор сообщения просит вас сохранить содержания письма в тайне или совершить определенные действия в сжатые сроки, скорее всего, это мошенничество.
    • Даже если в сообщении содержится персональное обращение или оно написано вашим другом или приятелем, это не повод доверять письму. Личные данные можно украсть или подделать.
    • Если вам кажется, что вы стали жертвой интернет-мошенничества, поменяйте все пароли, свяжитесь с администрацией интернет-ресурса, на котором произошла кража личных данных, а лучше всего обратитесь к родителям, они наверняка помогут вам и подскажут, что нужно сделать.
    • Никогда не пытайтесь бороться с мошенниками самостоятельно. Зачастую мошенники – это взрослые опытные люди, они хорошо оценивают риски, на которые идут.

    Информационный портал «Дети России Онлайн»

    Сайт представляет главные проекты Фонда, посвященные вопросам социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемам их безопасности в современной инфокоммуникационной среде. На портале представлены рекомендации детям, родителям и педагогам по вопросам безопасного использования Интернета, которые обратиться за консультацией к специалистам Фонда по электронной почте или с помощью онлайн-чата. Также на сайте в свободном доступе размещены основные публикации Фонда, а также номера журнала «Дети в информационном обществе»: http://detionline.com/

    Журнал «Дети в информационном обществе»

    Единственный в России научно-популярный журнал, посвящённый вопросам развития и воспитания детей и подростков в информационном обществе. Журнал издаётся с 2009 года и распространяется в школах, детских и юношеских библиотеках. Электронная версия журнала доступна по адресу: www.detionline.com/journal/

    Практическая психология безопасности: управление персональными данными в Интернете


    Учебно-методическое пособие для работников системы общего образования, подготовленное Координационным центром доменов .RU/.РФ, Фондом Развития Интернет и Федеральным Институтом Развития Образования при участии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Авторы: Г.У. Солдатова, А.А. Приезжева, О.И. Олькина, В.Н. Шляпников. Издательство «Генезис», 2017.

    Документ. pdf

    Безопасный Интернет. Краткий курс.


    Безопасный Интернет. Краткий курс. Простые ответы на вопросы как обезопасить себя и своих в Интернете. Курс подготовлен специалистами ФИД, РОЦИТ и РАЭК.
    Региональный Общественный Центр Интернет Технологий, Фонд информационной демократии, 2015 г. 

    Документ. pdf

    Спецвыпуск журнала «Дети в информационном обществе»


    Спецвыпуск журнала «Дети в информационном обществе», посвященный Единому уроку безопасности школьников в сети Интернет.

    Документ. pdf

    Медиаграмотность. Часть 1. Как жить в медиамире?


    Пособие по медиа-информационной грамотности ориентировано как на широкий круг читателей, так и на студентов профильных факультетов медиакоммуникаций и журналистики и изучающих такие дисциплины, как «Медиа-информационная грамотность», «Культура медиапотребления».
    Донской государственный технический университет, Областной центр медиаграмотности. Ростов-на-Дону, 2015 г.

    Документ. pdf

    Азбука защиты информации


    "Азбука защиты информации", написанная учителем информатики для младших школьников, Г.Э.Курис, поможет учащимся с 1 по 4 класс освоить правила безопасного поведения в сети интернет и понять, что компьютеры тоже "болеют" и за их здоровьем надо тщательно следить. В этом путешествии ребятам поможет мальчик Женя, который много знает о "зловредах" и всегда готов прийти на помощь!
    Лаборатория Касперского.

    Документ. pdf

    Безопасность детей в Интернете


    Пособие от компании Microsoft «Безопасность детей в Интернете». Поможет разобраться, какие опасности могут таиться для детей во Всемирной паутине, вооружиться знаниями о том, на что следует обращать внимание, какие меры предосторожности нужно предпринимать и что можно сделать с помощью технологических средств.
    Корпорация Microsoft, 2006

    Документ. pdf

    Видеоматериалы по безопасному использованию средств коммуникации и связи

    Финансовая киберграмотность

    Напоминаем о мерах предосторожности, которые помогут не попасться на уловки мошенников.

    Мошенники умело используют все доступные сведения, разбираются в  психологии людей, вынуждают жертву раскрывать информацию о себе либо совершать те или иные действия, используя человеческие слабости.
    Преступники могут представиться сотрудником органов внутренних дел, представителем службы безопасности банка. УМВД России по Курской области информирует, что подобные звонки совершают только преступники. Правоохранители никогда не требуют переводить деньги на какие-либо счета и не говорят о необходимости оформлять кредиты. Настоящие работники банка никогда не звонят с помощью мессенджеров, поэтому при поступлении такого звонка его необходимо сразу же сбросить.
    О распространенных схемах, которыми пользуются телефонные мошенники, и правилах безопасности - читайте в памятках.

    Как противостоять вербовке?

    Кто такие дропперы и как не стать соучастником преступления?

    Дропперы (или дропы) — это подставные лица, которые задействованы в нелегальных схемах по выводу средств с банковских карт.

    Услуги дропперов нужны злоумышленникам, чтобы запутать следы и спрятать цепочки обналичивания охищенных денег. Дропу предлагают «заработать», выполняя различные поручения: например, оформить в банке новую банковскую карту, а затем передать ее «доверенному человеку». Соглашаясь на «подработку», подростки и молодые люди чаще всего не подозревают, что сами становятся преступниками. Иногда дроппером можно оказаться совершенно случайно — например, если у вас украли учётную запись от электронного кошелька.

    Читайте в карточках, кто такие дропперы и почему они могут быстро заработать деньги и до семи лет лишения свободы за один день.

    Как мошенники выводят деньги со счетов с помощью дропперов и что нужно обязательно обсудить с подростками?

    305000, г.Курск, Красная площадь, д.8, 
    e-mail:  rsockanc46@rkn.gov.ru,  rsoc46@rkn.gov.ru
    телефон приемной (справочная, факс): (4712) 34-94-93. 

    Руководитель Управления Анпилогов Андрей Викторович 34-94-93
    Приемная, старший специалист 1 разряда Мариян Марина Ивановна 34-94-93
    Начальник отдела контроля и надзора в сфере связи Паньков Павел Николаевич 34-94-96
    Начальник отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Бурка Сергей Владимирович 34-94-98

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie